Пресс-центр

Все об аккредитации для врачей

Мы собрали ответы на главные вопросы по аккредитации — от заполнения до подачи документов в аккредитационную комиссию. 1 июля заканчивается мораторий на аккредитацию врачей — подготовьтесь заранее по нашей инструкции.

Врач может работать только после аккредитации специалиста (Федеральный закон № 323)

Документы для аккредитации

Работники с высшим мед- и фармобразованием и средним фармобразованием подают документы на аккредитацию по адресу: 125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1, или info@fca.rmapo.ru.
Специалисты со средним медобразованием — 107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2, или akkred@fgou-vunmc.ru.

Способы подачи документов:
— лично медработник или его представитель (по доверенности);
— по почте (заказным письмом с уведомлением);
— в электронном виде через портал ЕГИСЗ.

Внимание

С 1 марта 2022 года врачи могут отправлять документы для прохождения периодической аккредитации через новый сервис на портале ЕГИСЗ — федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников (ФМРМ). Для его работы нужно установить «Яндекс.Браузер» или Atom. Через другие браузеры зарегистрироваться и отправить документы не получится.

Документы для первичной аккредитации
Их можно привести лично, отправить по электронной почте и отослать заказным письмом с уведомлением. Теперь при смене фамилии в пакет документов необходимо включить копию подтверждающего документа. Раньше это было обязательно только для периодической аккредитации. Можно подать документы только в одну аккредитационную комиссию. Полный список документов для первичной аккредитации смотрите в памятке 1.

Для первичной специализированной аккредитации в этот список добавьте копии документов о квалификации, дополнительном профессиональном образовании (ДПО) и копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности либо копии других документов, подтверждающих стаж медицинской или фармацевтической деятельности.

Прием и регистрацию документов проводит аккредитационная подкомиссия не реже одного раза в три месяца. Ответственный секретарь регистрирует документы в день их поступления. В течение пяти рабочих дней со дня их регистрации он передает их подкомиссии. За 10 календарных дней она должна провести заседание и принять решение — допустить медработника к аккредитации или нет. Всю информацию о медработниках, допущенных к аккредитации, и графике экзаменов размещают на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о допуске.

Документы для периодической аккредитации
Теперь электронные документы можно передавать через интернет-портал НМО или федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников ЕГИСЗ. Если нужно получить аккредитацию по нескольким специальностям, весь пакет документов, включая отчет и портфолио, нужно сделать по каждой специальности отдельно. Уточните название вашей специальности по Номенклатуре должностей медработников (приказ Минздрава от 20.12.2012 № 1183н). Полный список документов для периодической аттестации смотрите в памятке 2.

Федеральные аккредитационные центры передают документы в аккредитационную комиссию в срок до 20 рабочих дней со дня их регистрации. Аккредитационная комиссия должна утвердить протокол заседания и разместить его на официальном сайте в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола. После этого медработнику придет уведомление.

Как понять, что документы приняли

Подтверждение того, что Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ) получил документы, зависит от способа отправки.
Лично — специалисты ФАЦ регистрируют полученные документы в день их поступления в журнале и выдают расписку.
«Почтой России» — при отправлении заявки ценным письмом с уведомлением о вручении составьте опись вложений. Уведомление вы получите обратно, когда письмо будет доставлено. Отследить путь письма можно по трек-номеру. Заполните опись в двух экземплярах — один вложите в письмо, второй оставьте себе. Когда ФАЦ обработает документы, вам придет уведомление о регистрации по адресу электронной почты или контактному номеру телефона, которые вы указали в заявлении.
Через личный кабинет ФРМР — в этом случае у вас не будет уведомления о доставке. Вы получите уведомление только о регистрации вашей заявки.

Внимание

Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ) для врачей и фармацевтов запустил онлайн-сервис, который должен помочь специалистам выяснить, на какой стадии рассмотрение заявки. Чтобы получить необходимые сведения, нужно заполнить соответствующие графы: Ф. И. О., СНИЛС, e-mail, специальность, способ и дату подачи заявления. Ответ придет на указанную электронную почту в течение 30 дней.

Если документы не приняли

В этом случае специалисту направят уведомление с разъяснением причины отказа по адресу электронной почты или контактному номеру телефона. Медработник может повторно предоставить документы после устранения причин отказа. Возможные причины отказа — неполный пакет документов и недостоверность сведений, указанных в документах. Их проверяют на официальном сайте Федерального реестра сведений о документах об образовании и квалификации.

Этапы первичной и первичной специализированной аккредитации


Тестирование
Первичную аккредитацию проходят специалисты с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, окончившие специалитет, бакалавриат или магистратуру. Первичную специализированную — медработники, которые прошли ординатуру, профпереподготовку или завершили освоение основных образовательных программ немедицинского образования. По итогам первичной аккредитации специалист получает право заниматься медицинской деятельностью в течение пяти лет. Состоит из трех этапов: тестирование, решение ситуационных задач и оценка практических навыков.

Теперь общее количество тестовых, практических и ситуационных заданий и время на их решение определяет Координационный совет Минздрава по кадровой политике. При этом количество тестовых заданий не может быть менее 60, а суммарное число практических заданий и ситуационных задач для каждой специальности должно быть не менее 5.

С 1 июня увеличат количество тестовых заданий до 80, время тестирования при этом не меняется — 60 минут. Исключение — медработники с нарушением зрения — для них время прохождения теста 120 минут. Дополнительные задания включают оценку знаний по диагностике, лечению и профилактике COVID-19, правила первой медицинской помощи и нормативного правового регулирования в здравоохранении. Тесты комплектуют автоматически — это случайная выборка заданий из Единой базы оценочных средств. Результаты тестирования: «сдано» — 70 процентов или более, «не сдано» — 69 процентов или менее.

Оценка практических навыков в симулированных условиях
У специалистов с высшим образованием на выполнение одного практического задания есть не менее 10 минут, у работников со средним медицинским или фармацевтическим образованием — 30 минут. Оценивают пять практических навыков у специалистов с высшим образованием, один — у работников со средним специальным образованием. Задания формируют автоматически из Единой базы оценочных средств. Оценку проводят в симулированных условиях. Члены комиссии заполняют оценочные листы и проверяют правильность выполнения практических заданий. Результаты: «сдано» — 70 процентов или более правильных ответов, «не сдано» — 69 процентов или менее.

Решение ситуационных задач
Третий этап должны проходить медработники с высшим медицинским образованием по одной из специальностей из группы «Клиническая медицина» и медработники, получившие среднее медицинское образование после 01.01.2020, которые могут выполнять отдельные функции лечащего врача. Задачи формируют автоматически из Единой базы оценочных средств. На подготовку дают 60 минут. Каждая из двух ситуационных задач содержит по 12 вопросов. Результаты: «сдано» — 70 процентов или более, «не сдано» — 69 процентов или менее.

Этапы периодической аккредитации

Периодическую аккредитацию проходят работающие специалисты раз в пять лет. Она включает один этап — оценку портфолио. Врач составляет портфолио самостоятельно вручную в свободной форме. Он может воспользоваться порталом НМО или подготовить документы без него. Всю информацию надо подтвердить документами. При подаче документов на аккредитацию в электронном формате их нужно приложить в отсканированном виде.

Портфолио состоит из двух компонентов. Первый — отчет о профессиональной деятельности медработника с результатами работы за отчетный период. Его согласовывает, подписывает и заверяет печатью руководитель организации или его заместитель. Второй — сведения о повышении квалификации (ПК) и обучении. На выбор — 144 часа ПК или 74 часа ПК 70 часов образовательных программ на портале НМО (рисунок 1, скачать).

Внимание

Если руководитель отказал в согласовании отчета, он должен предоставить мотивированный отказ. В таком случае специалист прикладывает в портфолио несогласованный отчет и отказ руководителя. Если медработник — индивидуальный предприниматель, руководитель медицинской или фармацевтической организации или временно не работает, в портфолио нужно вложить несогласованный отчет о профдеятельности по последнему месту работы.

Аккредитационная комиссия проводит оценку портфолио не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации документов. Затем принимает решение о прохождении этапа аккредитации: «сдано» или «не сдано».

Что делать врачу, если он не прошел аккредитацию

Ели медработник не пришел на любой из этапов или подкомиссия поставила оценку «не сдано», работник не прошел аккредитацию. В таком случае медработник может представить в комиссию заявление о пересдаче. Сделать это нужно в течение пяти рабочих дней после неудачного экзамена. В заявлении необходимо указать, какой именно этап не сдан. На пересдачу каждого этапа есть три попытки (рисунок 2, скачать).

Если медработник получил оценку «не сдано» за портфолио — подкомиссия направляет ему рекомендации по исправлению портфолио. У него есть на это 30 рабочих дней. Если и со второго раза у него не получилось сдать портфолио, он может попробовать снова через месяц.

Как оспорить результаты аккредитации

Медработник, который не прошел аккредитацию или ее этап, имеет право подать жалобу на решение аккредитационной комиссии. Оспорить результаты можно в течение двух рабочих дней с момента получения оценки. Для рассмотрения жалоб формируют специальную апелляционную комиссию. Заседания проводят как в очной форме, так и дистанционно. Комиссия выносит свое решение в течение 15 рабочих дней со дня подачи апелляции. Решения апелляционной комиссии можно обжаловать в Минздраве.

Как узнать результаты аккредитации

Сведения о прохождении аккредитации вносят в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Специалисты могут получить бумажное свидетельство — оно не обязательное. Если медработник все-таки хочет его получить, то необходимо приехать за ним в Минздрав или написать заявление, чтобы его отправили по почте ценным отправлением ‎с уведомлением о вручении. Какие документы нужно подготовить, чтобы получить бумажное свидетельство, — смотрите в памятке 3.

Для получения выписки о результатах аккредитации из ЕГИСЗ необходимо подать заявление в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Нужно указать Ф. И. О., страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес электронной почты, номер контактного телефона. Другой вариант — приехать лично или отправить заказное письмо по почте в Федеральный аккредитационный центр. Нужно указать Ф. И. О., точный почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона. К заявлению надо приложить копию документа, удостоверяющего личность. Выписку о прохождении аккредитации можно получить лично или ее вышлют по почте заказным письмом с уведомлением. Срок — не позднее 30 дней со дня регистрации заявления.

Источник: Журнал "Практикующий кардиолог №8, август 2022